Нина Минина-Россинская (nina_minina) wrote,
Нина Минина-Россинская
nina_minina

Category:

психология менеджмента (цели, требования, билеты...)

1. Цели и задачи дисциплины

Цели преподавания дисциплины:

Программа курса «Психология менеджмента» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Подготовка студентов по данному направлению актуальна и перспектива в связи с всевозрастающей потребностью в компетентных специалистах в области управления человеческими ресурсами на уровне любого предприятия.

Цель курса – ориентация студентов в сущности психологии менеджмента. Управление рассматривается как процесс и как специфическая деятельность человека, состоящая из ряда последовательных и взаимосвязанных функций.

Искусство управления как сплав науки и практики управления означает эффективное руководство людьми, умение менеджера добиваться поставленных целей, используя знания, опыт и способности других людей, организуя и направляя их деятельность.

Задачи курса «Психология менеджмента»:

- закрепление системы знаний в области психологии менеджмента;

- совершенствование навыков принятия коллективных решений;

- развитие коммуникативных умений разного рода;

- развитие творческого мышления.

Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Общая психология», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Психология делового общения».

Основные задачи преподавания:

- формирование готовности к использованию психологических знаний в управлении;

- формирование навыков креативной реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности менеджера на предприятии.

Содержание дисциплины распределяется между лекционным и практическими занятиями на основе принципа дополнения. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам экономики. На практических занятиях студенты принимают участие в деловых играх, анализируют полученные результаты, делают выводы о применимости различных игр при изучении основных экономических и психологических концепций и эффективности их использования.

Изучение психологии вообще и, в частности, психологии управления имеет огромное значение для будущего специалиста, поскольку изучение ее проблем и вопросов призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления

Особое внимание отводится изучению психологических факторов, законов развития организаций, законов управления в области межличностных отношений, содержанию человеческих отношений в коллективе, психологическому климату в группах, стилям руководства, эффективности действий в конфликтных ситуациях, механизмам мотивации персонала и иным социально-психологическим элементам управления.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основная цель курса «Психология менеджмента» – формирование у студентов системы знаний и способов деятельности (умений), необходимых для успешного решения социально-управленческих и психолого-педагогических задач в трудовых коллективах.

В результате изучения курса студенты должны знать:

-        социально-психологические функции и задачи управления;

-        требования к личности и деятельности руководителя;

-        методы и стиль руководства; способы мотивации трудовой активности сотрудников;

-        технологию и психологические особенности подготовки, принятия и реализации управленческих решений;

-        виды делового общения; требования к устному выступлению (публичной речи); особенности беседы, дискуссий, переговоров; способы обращения с людьми;

-        основные признаки, функции и характеристики трудового коллектива; способы формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

-        социально-психологические аспекты формирования кадрового потенциала.

должны уметь:

-        раскрывать и объяснять теоретические вопросы психологии управления;

-        составлять социально-психологический портрет руководителя, менеджера; с помощью различных методов оценивать управленческий потенциал специалиста;

-        использовать психолого-педагогические методы воздействия на сознание и поведение людей;

-        принимать управленческие решения и организовывать работу людей по их исполнению;

-        вести деловые беседы, переговоры, дискуссии; выступать публично, писать деловые письма, т.е. уметь устно и письменно выражать свои мысли;

-        изучать и оценивать состояние социально-психологического климата в коллективе;

-        готовить и проводить занятие (урок) в системе подготовки рабочих кадров; участвовать в аттестации кадров.

-        понимать психологическую природу управленческих процессов;

-        знать основы организационной структуры;

-        знать информационные процессы и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом;

-        быть компетентными в управлении людьми, подборе и соответствующей подготовке специалистов, в оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации;

-        оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;

-        четко представлять структурные особенности организации, мотивы и механизмы поведения сотрудников.



Вопросы к экзамену

1.      Предмет психологии менеджмента.

2.      Понятие управленческой деятельности.

3.      Менеджмент: теоретические подходы к управлению.

4.      Характеристика личности лидера.

5.      Менеджер: типология, психологические требования, мышление, принятие решений.

6.      Основные результаты исследований в бивехиоризме.

7.      Основы психоаналитической теории.

8.      Теория обмена.

9.      Теория символического интеракционизма.

10.  Основы когнитивного подхода.

11.  Теория трансактного анализа.

12.  Теория аттракции.

13.  Социально-психологическое влияние: конформизм, внушаемость, подчинение.

14.  Средства и методы психологического воздействия.

15.  Типология конфликтов.

16.  Структура, функции и причины конфликта.

17.  Управление конфликтами.

18.  Социально-психологическая структура группы.

19.  Основные характеристики коллектива.

20.  Общение, коммуникативный процесс.

21.  Этика делового общения.

22.  Деловые беседы, переговоры, дискуссии.

23.  Работа с деловой корреспонденцией.

24.  Самоменеджмент.

25.  Культура делового человека.

26.  Философия, стратегия и политика организации.

9. Рекомендуемый список литературы

1.      Аверченко Л.К. и др. Психология управления: Курс лекций. 

2.      Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. 

3.      Кабаченко Т.С. Психология управления. 

4.      Карпов А.В. Психология управления 

5.      Касьяник П.М. Психология управления. Конспект лекций. 

6.      Машков В.Н. Психология управления. 

7.      Островский Э.В., Чернышёва Л.И. Психология и педагогика. -

8.      Психология и этика делового общения. Ред. Лавриненко В.Н. 

9.      Рамендик Д.М. Управленческая психология. 

10.  Столяренко А.М. Психология менеджмента: учебное пособие.

11.  Титова Л.Г Деловое общение. 

дополнительно:
Д.Карнеги
М.Литвак

Tags: Психология
Subscribe

  • Кабачковые оладьи с творогом и сыром

    Хороший и актуальный рецепт от коллеги по сайту iamcook.ru . Картинки на упаковках продукции Агрокомплекс поднимают мне настроение)) В этот раз на…

  • Чачоха - белорусский блин

    Чачоха – блюдо белорусской кухни, запеченный в духовке толстый блин. Считается, что изначально рецепт теста был из овсяной муки, теперь…

  • Колобы (вятские блины)

    Буди пригодится, коли любитё баскои блины Знаю, что в каждой местности могут быть свои варианты колобов. Не всегда это даже и блины… Но как…

promo nina_minina january 27, 14:41
Buy for 20 tokens
Некоторое время назад на сайте, где делюсь рецептами, в моем профиле прикручена кнопка "поддержать автора" https://yoomoney.ru/to/410011903426521 Теперь надеюсь на поддержку ))
Comments for this post were disabled by the author